Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
БОЖЕСТВЕННЫЙ АНДРОГИН
 
"Итак, ты говоришь, что Бог обладает обоими полами, Трисмегист?"
"Да, Асклепий, и не только Бог, но все существа, имеющие душу или живущие жизнью растительной" Платон, "Пир"

В "Пире" Платон описывает изначального человека – двуполое существо сферической формы.



Представление, что все сущее наделено качествами обоих полов, неизбежно вытекает из представления о двуполом божестве как парадигме и начале всякого существования. В основе подобной концепции лежит мысль о том, что совершенство – а следовательно, Бытие – не может быть ничем иным, кроме как целокупным единством. А значит, целостной полнотой должно обладать все сущее, и принцип coincidentia oppositorum, то есть единство противоположностей, должен работать на всех уровнях, охватывая все контексты. Подтверждение тому – андрогинная природа многих богов, широкое распространение ритуалов, участники которых символически наделяются андрогинными признаками, и популярность космогонии, утверждающей, что мир возник из космогонического Яйца или образовался в результате распада изначально единой сущности, имевшей форму сферы. Мы обнаруживаем, что наличие этих представлений, символов и ритуалов характерно не только для Средиземноморья и Ближнего Востока времен античности, ибо они представлены также в ряде других экзотических и архаических культур. Распространенность подобных представлений объясняется одним: все эти мифы предлагали образ божества, т. е. конечной реальности в ее неделимом единстве, вполне отвечавший сокровенным чаяниям их аудитории, и одновременно побуждали человека достичь этой полноты с помощью ритуалов или мистических техник обретения целостности.

Несколько примеров помогут лучше понять данный феномен. В старейшей из греческих теогоний божества среднего или женского рода зачинают самостоятельно. В соответствии с традицией, идущей от Гесиода ("Теогония"), от Хаоса (средний род) рождается Эреб (средний род) и Ночь (женский род). Земля без чьей-либо помощи дала существование звездному Небу. Таким образом, миф утверждает, что изначально существовало лишь единое, содержащее в себе все возможности, а значит – и все пары оппозиций: хаос и форму, тьму и свет, виртуальное и манифестированное, женское и мужское и т.д.



Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. Гера одна порождает Гефеста и Тифона, таким образом эта богиня-покровительница брака первоначально выступает как андрогин. В Лабранде (Кария) почитали бородатого Зевса с "шестью грудями, образующими треугольник". Геракл, самый мужественный из героев, меняется одеяниями с Омфалой. При совершении таинств, посвященных италийскому Геркулесу Победителю, и статуя бога и иерофанты были одеты в женское платье; историкам культуры удалось показать, что целью отправления этого ритуала было возвращение юности, обретение здоровья, силы и долголетия, а может быть, и бессмертия.

На Кипре существовал культ бородатой Афродиты, называемой Афродитос, а в Италии почитали лысую Венеру. Что до Диониса, то он – самый бисексуальный из всех богов. В одном из фрагментов Эсхила (61-й фрагмент) встретивший Диониса восклицает: "Откуда пришел ты, мужчина-женщина? Из какой ты страны? Что за одеяние на тебе?".

Во времена архаики Диониса изображали полным бородатым человеком, чей пол двойствен в силу двойственности природы самого бога. Позже, в эллинистическую эпоху, искусство сделало Диониса женоподобным. Мы не будем останавливаться на других андрогинных божествах синкретического пантеона, таких как фригийская Великая Мать и ее двуполые порождения, Агдитис и Мизе. Что до божества, которое древние именовали Гермафродитом, то его иконографический образ сформировался лишь около Ш или IV века.

Достаточно вспомнить: "С него совлекли одеяния, символизирующие его двойную природу: шафранное покрывало, пояс, золотую митру. Его обнажили, не лишив его мужественности, но сделав так, что он стал слишком слаб, чтобы ею воспользоваться". Овидий (Метаморфозы, IV, 20).



Сенека наделяет Гермафродита "лицом девственницы", что озадачило бы художников архаики, "изображавших его с густой бородой".

Трудно перечислить всех андрогинных богов, которых можно найти в других религиях. Их достаточно много, они одинаково часто фигурируют как в сложных и развитых религиях – у германцев, в древних религиях Ближнего Востока, Ирана, Китая, Индонезии и т. д., – так и в религиях народов, находящихся на архаической стадии культуры: в Африке, Америке, Меланезии, Австралии и Полинезии.

Большинство божеств растительности двуполы или несут на себе следы андрогинности. "Sive deus sis, sive dea" ("Будь ты бог или богиня"), – говорили древние римляне о богах – покровителях сельского хозяйства; а ритуальная формула "sive mas sive femina" ("или муж, или женщина") часто встречается в заклинаниях. В некоторых случаях (как, например, у эстонцев) божества полей один год выступали в мужской ипостаси, а другой – в женской. Но самое любопытное: женские и мужские божества, играющие наиболее значительную роль в пантеоне, на самом деле являются андрогинами; мы поймем этот парадокс, если примем во внимание характерное для традиционных обществ представление о том, что нельзя быть чем-либо par excellence ("преимущественно"), одновременно не являясь полной тому противоположностью, или, что точнее, не являясь одновременно множеством других вещей.

Зерван, персидский бог бесконечного времени, был андрогином, так же как верховное божество Света и Тьмы у китайцев. Эти два примера ясно показывают, что андрогинность была особым средством выражения целостности. Ибо Зерван был отцом близнецов Ормузда и Ахримана, богов Зла и Добра, – а Тьма и Свет в Китае, как и в Индии, символизировали проявленный и непроявленный аспекты абсолютной реальности.



Множество божеств звались "Отец и Мать". Это была одновременно аллюзия и на их полноту или действительный автогенезис, и обозначение их творящей силы. Столь же вероятно, что ряд "божественных супругов" – это более позднее переосмысление изначального андрогинного божества или персонификация его атрибутов. Поскольку андрогинность является отличительным знаком изначальной целокупности, объединяющей в себе все возможности, изначальный человек, мифологический предок человечества, во многих традициях выступает в качестве андрогина. Туисто, первочеловек германской мифологии, был двуполым существом; его имя этимологически связано с древненорвежским tvistr ("двойственный"), ведическим dvis, латинским bis и т.д. В ряде традиций место мифологического первопредка-андрогина заняла безличная пара: в Индии, например, это Яма и его сестра Ями, а в Персии – Йима и Йимак.


По материалам фундаментальных исследований знаменитого культуролога Мирча Элиаде

Окончание следует
Игорь ИГРИЦКИЙ

 
View Vadim Paluy, MD's LinkedIn profileView Vadim Paluy, MD's profile Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Я в контакте www.outdoors.ru - рейтинг туристических сайтов Каталог Ресурсов Интернет AllBest.Ru Rambler's Top100 Service Photo Stranger - страничка путешественника
 


Качественные запчасти Honda Civic | Планирование семьи | Морские круизы по европе